Содержание

  1. Как зарегистрировать ИП. Инструкция с пояснениями
  2. Подготовка документов для регистрации
  3. Варианты подачи документов: плюсы и минусы

Как зарегистрировать ИП. Инструкция с пояснениями

Шаг 1: подготовить документы для постановки на учет. Для регистрации вам понадобятся:

  • заявление по форме Р21001;
  • копия вашего паспорта (страницы 2 и 3, а также страница с актуальной регистрацией);
  • копия ИНН (при наличии);
  • подтверждение уплаты госпошлины (предоставление квитанции или чека не обязательно, но некоторые инспекторы требуют подтверждения);
  • уведомление о переходе на УСН (если планируете применять спецрежим с начала ведения бизнеса) в трех экземплярах;
  • дополнительные документы (зависят от ситуации, могут понадобиться иностранцу, несовершеннолетнему, при выборе лицензируемых видов деятельности и т.п.).

Шаг 2: подать документы. Это можно сделать следующими способами:

  • в инспекцию (лично или через представителя);
  • в МФЦ (лично или через представителя);
  • в электронном виде (через сайт ФНС или портал Госуслуг);
  • через нотариуса (документы представьте в оригинале и в бумажном виде, нотариус заверит их своей ЭЦП и направит электронно);
  • по почте (можно направить сведения только по адресу налоговой - МФЦ и нотариусы не принимают документы по почте).

Подготовка документов для регистрации

Снимать ли копии с необходимых документов (паспорт, ИНН) — зависит от выбранного способа подачи сведений. В любом случае придется заполнить заявление на регистрацию ИП, а также уведомление о переходе на УСН, если вы подаете его вместе с комплектом регистрационных сведений. Выглядят эти документы так:

Заявление на регистрацию ИП

Уведомление о переходе на УСН

Подготовить документы можно одним из следующих способов:

  • заполнить бланк от руки;
  • внести данные на компьютере;
  • воспользоваться специализированным онлайн сервисом.

Если вы заполняете заявление самостоятельно, вносите данные аккуратно и внимательно — из-за одной помарки или ошибки инспекция может отказать в регистрации. Документы должны быть оформлены так, чтобы налоговая могла их обработать машинным способом. Поэтому все поля нужно заполнить прописными печатными буквами, если вносите их от руки - ручкой с черной пастой. В каждой ячейке должно быть не больше одного символа. Заполните все необходимые поля, кроме подписи и ее расшифровки - поставить подпись нужно в присутствии инспектора или нотариуса, заверяющего ее.

Варианты подачи документов: плюсы и минусы

Если удобнее сделать это лично, подойдут регистрирующая инспекция или МФЦ. Через них же может подать сведения ваш представитель. Отправить документы без личного посещения можно по почте, через нотариуса и онлайн.

Личная подача в инспекции

Инспекцию нужно выбирать по адресу прописки, на сайте ФНС можно выяснить, какой регистрирующий орган обслуживает ваш регион. Обычно в налоговых, регистрирующих ИП и организации, большой поток посетителей. Чтобы избежать очередей, запишитесь на прием через портал Госуслуг.

У этого способа подачи следующие особенности:

  • Заявление можно заполнить и подать через сайт ФНС (без ЭЦП), а остальные документы принести лично. На учет вас поставят после подачи всех сведений.
  • При наличии недочетов инспектор подскажет, как их исправить.
  • Не все инспекции занимаются регистрацией, обычно такая налоговая одна на крупный город или область. Поэтому в них большие очереди и иногда не очень удобно добираться.
  • Нужно оплачивать госпошлину.

Личная подача через МФЦ

  • Госпошлину оплачивать не нужно.
  • Центры есть во многих районах.
  • График приема более гибкий, чем у инспекции (многие центры работают в выходные).
  • МФЦ не принимают заявление на УСН.
  • Не все МФЦ принимают регистрационные документы.
  • Некоторые МФЦ не занимаются электронной отправкой сведений (в таких нужно уплачивать госпошлину).
  • Срок регистрации часто больше, чем через инспекцию.

Подача в инспекции или МФЦ представителем

  • Вам не нужно присутствовать в инспекции.
  • Трата времени и денег на заверение доверенности и ваших документов у нотариуса.

Подача в электронном виде

  • Вам не нужно посещать инспекцию.
  • Госпошлина не уплачивается.
  • Необходимо заказать и оплатить ЭЦП.
  • Ваш компьютер должен соответствовать техническим требованиям для использования электронной подписи.
  • Понадобится установить хранилище подписей (например, КриптоПро) и импортировать туда свою электронную подпись.

Отправка по почте

  • Вам не нужно присутствовать в инспекции.
  • Трата времени и денег на нотариальное заверение документов.
  • Нужно уплатить госпошлину.
  • Трата времени и денег на пересылку документов.
  • Сроки регистрации увеличиваются за счет времени пересылки.

Отправка через нотариуса с его ЭЦП

  • Не нужно платить госпошлину.
  • Не нужно посещать инспекцию.
  • Не нужно оформлять собственную ЭЦП.
  • Трата времени и денег на посещение нотариуса.
  • Не все нотариусы имеют ЭЦП.